Психологические приемы успеха на экзаменах

Психологические приемы успеха на экзаменах

Период завершения обучения в школе — это время первого взрослого испытания, которое показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни. Результаты выпускных экзаменов имеют большую значимость для детей. Существует мнение, что специальной психологической подготовки к ЕГЭ, ГИА не требуется, выпускникам достаточно пройти пробный экзамен и изучить инструкции по правилам проведения, но оно не подтверждается практикой. Процедура прохождения ЕГЭ — деятельность сложная и без специальной психологической подготовки и помощи не обойтись, причем не только выпускникам, но и родителям.

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.
Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.
Советы родителям:
1.Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
10. Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
11. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
И помните: самое главное — это снизить напряжение, тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Советы выпускникам:

• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
• Составь план занятий.
• Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего.
• Чередуй занятия и отдых.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
• С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше.
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая.
Во время тестирования

• Если охватила дрожь, попей воды, делай дыхательное упражнение( 5раз вдох 2 раза выдох, 5раз вдох 2 раза выдох)
• Помассируй пальцы, руки (для этого хорошо подойдет шестигранная ручка)
-особенно нужно хорошо помассировать место между большим и указательным пальцами
— также можно массировать уши двумя пальцами (не забудьте, что многие чувствительные точки человека находятся, именно на пальцах рук)

• Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих.
• Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов.
• Начни с легкого!
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца!
• Думай только о текущем задании!
• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять!
• Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

«Если не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней»
Станилав Ежи Лец

Руководитель проекта «Я не один!» (Психологическая подготовка участников ЕГЭ), педагог-психолог МБОУ ЛСОШ№1 им. П.А. Маркова Сергеенко Татьяна

0 комментариев