Плоткин Михаил Николаевич
РЫЦАРЬ ВОЗДУХА» — как прозвали Михаила Николаевича Плоткина летчики-балтийцы,- родился 2 мая 1912 г. в д. Ардонь Клинцовского р-на. Еще в детстве он твердил матери – «буду летчиком». Окончив 7 классов, юноша уехал в Москву с надеждой поступить в авиационное училище, но попал в профессионально-техническую школу. Окончив школу, Михаил Николаевич начал работать на московском автозаводе.
Через 3 года мечта токаря сбылась. 15 декабря 1931 г. Михаил поступил в ленинградскую школу авиатехников, а затем окончил летную школу в г. Энгельсе. К началу советско-финской
войны он был уже капитаном, командовал эскадрильей. 39 боевых вылетов совершил Плоткин за 105 дней войны с финнами. За подвиги в войне с белофиннами отважный летчик был награжден орденом Ленина, а его эскадрилья – орденом Боевого Красного Знамени.
ВО войну капитан Плоткин встретил на Балтике в должности помощника командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка 10-ой авиационного бригады военно-воздушных сил Балтийского флота.
Трудное время переживала наша страна к началу августа 1941г. Гитлеровские радиостанции день и ночь передавали сообщения о безраздельном господстве на земле и в воздухе. Гитлеровская пропаганда на весь мир трубила, что советская авиация уничтожена, потому угроза бомбовых ударов с ее стороны по Германии и тем более по ее столице исключена. Фашистские главари официально заверили нацию, что ни один русский самолет не появится в небе Берлина, но это была наглая самоуверенность.
7-го августа 1941 г. в 21 час 5 боевых машин 1-го военно-торпедного авиационного полка взлетели с аэродрома на острове Саарема и взяли курс на Берлин. Среди них был и самолет М.Н.Плоткина. Шли на высоте 7 тыс. метров. Наши самолеты тех лет не были приспособлены к высотным полетам. Летчикам не хватало кислорода, температура доходила до 45 гр. ниже нуля, и в таких условиях полет длился 8 часов. Это требовало большого летного мастерства и колоссальной физической подготовки. Но 5 бесстрашных Балтийских летчика сбросили по 2 бомбы, каждая из которой весила 250 кг, и без потерь вернулись на базу. Были нанесены значительные разрушения важным военным объектам – Берлинскому, Штеттинскому вокзалам, корпусам з-да Сименса, многим др.важным объектам Берлина. Смелость и риск, основанные на точном расчете, оправдали себя. Гитлеровцы не ждали такой дерзости. Фашисты не могли допустить даже мысли, что налет на их столицу совершили советские летчики. 9 август 1941 г. берлинское радио сообщило: « В ночь с 7-го на 8-е августа крупные силы английской авиации в количестве до 150 самолетов пытались бомбить нашу столицу. Действием истребительной авиации и огнем зенитной артиллерии основные силы противника были рассеяны. Из прорвавшихся к городу 15 самолетов – 9 сбито».
Вскоре английское командование официально заявило: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно», т.к. в ночь с 7-го на 8-е августа английская авиация над Берлином не летала вследствие крайне неблагоприятных метеоусловий. Чтобы доказать, кто именно нанес удар по логову врага, советские летчики потом еще не раз повторили налет на Берлин.
За выполнение почетного и ответственного задания по бомбардировке Берлина 13 августа 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Плоткину Михаилу Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
В марте 1942 г. после успешного выполнения важного задания командования – постановке мин на рейде Хельсинки-самолет М.Н.Плоткина неожиданно был атакован фашистскими стервятниками. Весь состав экипажа погиб.
Золотая Звезда Героя, 2 ордена Ленина, 3 ордена Боевого Красного Знамени, медали Советского Союза – яркие свидетели боевых заслуг «Рыцаря воздуха» — бесстрашного балтийского асса.
М.Н.Плоткин похоронен в Ленинграде в Александро-Невской лавре. Рядом со своим командиром похоронены и члены экипажа его самолета.