Ширяев Николай Сергеевич

Годы жизни: 1921 - 1992
Место рождения: Вологда
Звание: офицер

Мой прадедушка Николай Сергеевич Ширяев родился 9 января 1921 года в деревне Мартыново, Дорожковского сельсовета, Кичменгско-Городецкого района Вологодской области в большой и дружной семье. У Сергея Тимофеевича и Ксении Тимофеевны Ширяевых было 6 детей: Клавдия, Мария, Иван, Василий, Николай и Павла (Павла – это девочка, было тогда такое имя). Николай учился хорошо. Получил среднее образование, которое по тем временам имели далеко не все. Должен он был после окончания школы идти в армию, как тогда было принято, но  в октябре 1939 года его не призвали на срочную службу, так как был он небольшого роста.

Остался он в колхозе, работал, занимался всем понемногу и рос. К призыву следующего года, в октябре 1940 и в армию его взяли. Попал Николай в 58 стрелковый полк. Время было неспокойное. Закончилась война с финнами, назревала война с Германией. В армии проходила реорганизация войск, развивалась военная авиация, а кавалерийские соединения расформировывали. Требовалось все больше военных летчиков и техников — механиков для обслуживания самолетов. Строились аэродромы, авиационные заводы, открывались новые летные училища. Вот в марте 1941 года и откомандировали Николая Ширяева (как имеющего среднее образование) в авиацинно-техническое училище им. К.Е. Ворошилова в г. Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). Занимало училище огромную территорию,  и Николай рассказывал, что каждое утро, в качестве зарядки они должны были оббегать его по периметру, что составляло более трех километров.

Полный курс обучения в училище Николай пройти не успел — 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, курсантов выпустили досрочно и направили в авиаполки. Николая в звании сержанта откомандировали в 239-й истребительный авиационный полк в инженерно-технический состав. Вместе со всем личным составом Николай был эвакуирован в тыл, где на вооружение полка поступили самолёты ЛаГГ-3.

ЛаГГ-3 (Лавочкин-Горбунов-Гудков, прозвища: «рояль», «красавец») — одноместный   одномоторный поршневой истребительмоноплан, стоявший на вооружении перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика, производился в 1941 — 1944 гг., изготавливался в основном из сосны, липы, ясеня, березового шпона, фанеры и модифицированной смолами древесины. Вооружение серийных машин включало — пулемёт УБ,  два пулемёта УБС, установленные над мотором и там же ещё двух пулемётов ШКАС. На самолете устанавливался двенадцати-цилиндровый двигатель водяного охлаждения, питание мотора горючим осуществляется шестью карбюраторами от 5 бензобаков.

ЛАГГ-3. Самолет, механиком которого начинал

свой боевой путь Николай Ширяев.

После каждого вылета пилот согласно инструкции проводил внешний осмотр самолёта,  докладывал инженеру (технику звена) о работе мотора, самолёта, вооружения и специального оборудования в данном полёте. Затем, если что-то было неисправно, пилот давал  указания механику самолёта об устранении имеющихся на самолёте дефектов. Работа механика была очень ответственной и нелегкой. Николаю приходилось ремонтировать, налаживать, проверять самолет  в основном ночью, когда летчики прилетали с задания, к утру самолет должен быть готов к очередному заданию (летом к 3 часам утра). Порой на аэродроме было даже опаснее чем в воздухе — немецкие летчики бомбили наши аэродромы, обстреливали из бортовых пулеметов, часто воздушный бой завязывался прямо над полем. Николай рассказывал, что ночью совсем не было времени на сон. Как и все механики он мечтал как следует выспаться. Но отсутствие сна еще не самое страшное — холод страшнее. Тяжело приходилось зимой. Двигатель необходимо было прогревать каждые 2-3 часа, из-за наличия 90 литрового бака водяного охлаждения. Теплые помещения для ремонта отсутствовали, а проверять двигатель на морозе очень нелегко. Зима 1941 — 1942 годов началась очень рано и была длинной даже по русским меркам. Средняя температура в декабре составляла минус 12−15 градусов Цельсия, иногда опускаясь до минус 20. Несмотря на обычную для зимы температуру, из-за отсутствия оттепелей и продолжительных периодов низкой температуры зима была суровой. В отдельные дни морозы в январе доходили до минус 35-40°. Снегу было тоже очень много, около метра. Так трудно приходилось в мороз и метель, ночью на ветру, часто под обстрелом или бомбежкой, замерзающими руками приводить в порядок боевую машину, но Николай успешно справлялся со своей нелегкой работой.

Воевать Николай начал со своим полком на Западном фронте. С 22 июля 1941 года полк действовал в районах Рославль, Стодолище, Жуковка, Жиздра, поддерживал группу генерала Качалова (145-я, 149-я стрелковые, 104-я танковая дивизии), прикрывал 209-й штурмовой авиационный полк. В ноябре 1941 года полк перелетел на Северо-Западный фронт, действовал в районе Демянска, а с декабря 1941 года над Волховом, Будогощью, Тихвином, Киришами, поддерживал войска 2-й ударной армии в Любанской операции.

В конце марта 1942 года полк был выведен в резерв на переформирование и переобучение, получил самолёты Як-1. Пришлось Николаю осваивать новую технику. Изготавливали корпус самолета из дюралюминия, дерева, фанеры, ткани. На Як-1 устанавливался 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-105П, вооружение: 1 12.7-мм пулемет УБС, или 1 20-мм пушка ШВАК и 2 7.62-мм пулемета ШКАС, 200 кг бомб. Самолет стал одним из базовых истребителей на советско-германских фронтах, в первые полтора года войны считается самым лучшим. С 1940 до 1944 года было произведено 8720 самолетов этой марки. В военных частях машину любили за простоту и неприхотливость. В зимы, особенно 1941 и 1942 годов, Як-1 оснащался вместо колесных лыжным шасси.

Самолёт Як-1.

В начале июня 1942 года полк прибыл на аэродром близ Старого Оскола. Он действовал в районе Касторное, Щигры, Старый Оскол.   К  концу июня 1942 года в полку уже не оставалось исправных самолётов, остатки полка эвакуировались под огнём через Лиски, Острогожск. Не смотря на тяжелую обстановку, обстрелы и бомбежки, сложности работы в полевых условиях на полевых аэродромах,  Николай не унывал, успешно справлялся с ремонтом и подготовкой Як-1, не имел взысканий и его самолет всегда был готов вылететь на задание в срок.

В августе-сентябре 1942 года  полк был пополнен и вновь переобучен, на этот раз на самолёты Ла-5. Лавочкин Ла-5 представлял собой одноместный моноплан, с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла. Николай опять учится, осваивает обслуживание новой машины.

Самолёт Ла-5.

 

В конце сентября 1942 года его полк перелетел под Сталинград. Сталинградская битва была поворотной точкой войны. По характеру боевых действий Сталинградскую битву кратко принято делить на два периода. Это оборонительные операции (17 июля – 18 ноября 1942 года) и наступательные операции (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 года).

Николай принимал со своим полком активное участие в  обороне Сталинграда и последующей операции по окружению войск противника. Его полк действовал непосредственно над городом и в окрестностях.

Летная часть Николая, так же, как и другие авиаподразделения, в начале сентября из стратегических соображений передислоцировалась на левый берег: военные аэродромы не должны были находиться в непосредственной близости к передовой. Волга река широкая и глубокая. Волжская военная флотилия во многом способствовала надежности переправ через реку. Суда флотилии обеспечивали переправу войск на правый берег, доставку боеприпасов, продовольствия, эвакуацию на левый берег раненых и поврежденного военного имущества. Переправа осуществлялась паромами, бронекатерами, «БМК», баржами и пароходами. Днем противник подвергал причалы интенсивному обстрелу и бомбардировкам с воздуха, а ночью держал причалы и подходы к ним под прицельным артиллерийским и минометным огнем, сбрасывали мины на парашютах с самолетов в Волгу. Переправляться через нее приходилось в основном  ночью, чтобы не попасть под обстрел и бомбежку.  Авиаполки и эскадрильи вылетели, естественно, по курсу. Самолеты были одноместные и помещались в них только летчики, а батальон аэродромного обслуживания — технические мастерские, механики, шоферы со своими машинами достигали расположения полка всевозможными способами и в частности, переправлялись через Волгу на понтонах и баржах ночью под минометным огнем.

Сказать, что это было страшно, значит, ничего не сказать.  Ночной смертоносный фейерверк, когда сталкивались в воду вспыхнувшие бензовозы, тонули люди, стонали раненые. Ближе к рассвету двинулся технический состав авиачасти на машинах своим ходом сквозь яблоневые сады Ахтубы, обгоняя бредущих по обочинам запыленных и усталых, растерянных женщин, детей, стариков, подростков, толкавших перед собой велосипеды, детские коляски, тележки с житейским скарбом. Это жители покидали находившийся на последней грани опасности город, и сердце разрывалось от горя, видя это. Воспоминания Николая походили на кадры документальной военной хроники, некогда было задерживать внимание, время не ждало — надо было как можно скорее добраться до места, чтобы летчики могли продолжать боевые вылеты.

И, наконец, грузовик, в котором везли Николая с товарищами, достиг переправы. Собственно переправ было пять или шесть с расстоянием в 400-500 метров между ними. А по берегу — тысячи рассредоточенных машин, кое-как замаскированных под теряющими листву деревьями. И вдвое больше людей ждут очереди, чтобы загнать машину на переправу: многочасовое ожидание на пороховой, можно сказать, бочке потому, что по берегу то и дело проносится привычная уже команда: «Воздух!». А куда, в какое укрытие побежишь, если на километр в округе одно и то же: машины… Так что к команде этой, в конце концов, стали относиться только как к констатирующей, тем более что было ясно: основной объект внимания бомбардировщиков — переправа, въезжать на нее рано или поздно подойдет наша очередь, и тогда уж… будь что будет!

Сталинград и Волга в огне.

 

А над городом — на том берегу — сплошное марево пожара, розовато-черные тучи пыли, беспрерывный грохот… Над каждой из переправ роятся самолеты. Если бы не фонтаны воды от сброшенных в воду бомб, не прямые попадания то вправо, то влево от переправы, можно подумать, что летчики ведут в воздухе какую-то захватывающе азартную игру, взмывая машины ввысь, падая коршуном, заходя друг другу в хвост, догоняя, кружась… Глаз не оторвать, а душа мрет от страха за наших!

Не все экипажи возвращались после боя на нашу базу, но этот бой происходил где-то там, а вот когда на твоих глазах стремительной траекторией падает в воду самолет: глухой взрыв со дна и сноп воды вверх!..

Погрузились на баржу уже ночью и потянул ее через Волгу небольшой буксирный катер. Вдруг взрыв! Мина!!! Буксирный катерок не заметил сразу случившегося и ушел вперед, а баржа зацепила мину, получила пробоину, накренилась и ее передняя часть быстро погружалась в воду. Темно, страшно, кругом вода, стоны раненых, свист мин и снарядов.  Николай не растерялся, стал помогать переносить раненых попавших в воду на оставшуюся на плаву часть баржи. Место было не очень глубокое, но вода уже холодная. Необходимо сохранить инструменты и технику. Долго пришлось ждать под обстрелом, пока подогнали другую баржу, перегрузили уцелевших людей и технику и таки переправились на правый берег. Потом ехали на грузовиках по городу, если это еще можно было считать городом — ни одного целого дома, лишь закопченные полуразрушенные коробки и груды кирпичей. Добрались до нового места расположения к утру…

В победе советской армии под Сталинградом есть хоть и небольшая, но весомая доля моего прадеда — Николая Сергеевича Ширяева. За мужество, проявленное в ходе боев под Сталинградом Николая наградили медалью “За оборону Сталинграда”. А было ему в ту пору всего 21 год! Впереди были еще долгие годы войны.

Медаль «За оборону Сталинграда» изготавливалась из латуни. На лицевой стороне медали — группа бойцов с винтовками наперевес. Над группой бойцов, с правой стороны медали, развевается знамя, а с левой стороны видны очертания танков и летящих друг за другом самолётов. В верхней части медали, над группой бойцов, пятиконечная звёздочка и надпись по краю медали «ЗА ОБОРОНУ СТАЛИНГРАДА». На оборотной стороне медали надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ». Над надписью изображены серп и молот.

Медаль «За оборону Сталинграда».

 

В феврале-марте 1942 года полк перебросили в Ростовскую область  и Ставропольский край. В начале марта 1943 года полк вывели в резерв, вновь его направили на передовую в июне 1943 года и в июне-июле 1943 года полк вел бои на Кубани и в районе Новороссийска.

В июле 1943 года авиаполк с Николаем перелетел на Курскую дугу. На 1 августа 1943 года в полку насчитывалось 29 самолётов Ла-5. В ходе Белгородско-Харьковской операции полк действует в районе Томаровки, Ахтырки, Козычево.  В ожесточённых боях полк нёс большие потери, уже на 15 августа 1943 года в полку осталось лишь 5 самолётов, из них не было ни одного исправного (к концу дня 2 было введено в строй) 20 августа и 21 августа 1943 года полк в частности над посёлком Котельва потерял последние исправные самолёты и 22 августа был выведен в резерв фронта. Трудное было время, тяжелые бои. Но Николай не был ранен, только царапины, самолет его был всегда готов к вылету. За умелые  инициативные и смелые действия в бою,  способствовавшие успешному выполнению боевых задач воинской частью, за отличные успехи в боевой и политической подготовке, освоении новой боевой техники и поддержании высокой боевой готовности воинских частей и другие заслуги во время прохождения действительной военной службы, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками наградили Николая Ширяева медалью “За боевые заслуги”. Это был уже 1943 г.

Медаль «За боевые заслуги» имеет форму правильного круга. На лицевой стороне медали в верхней части по окружности расположена надпись «СССР» вдавленными буквами, покрытыми рубиново-красной эмалью. В средней части — рельефная в три строки надпись «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ». Под надписью — рельефное изображение винтовки с примкнутым штыком и отпущенным ремнём, скрещенной с шашкой. Медаль изготовляется из серебра 925 пробы.

Медаль «За боевые заслуги»

 

Вновь Николай и его полк приступил к боевой работе только в середине октября 1943 года, прикрывали они переправы через Днепр и главные силы фронта на Букринском плацдарме, в феврале 1944 года полк принимал участие в Корсунь-Шевченковской операции, в марте в Проскуровско-Черновицкой операции, в частности обеспечивая деятельность 202-й бомбардировочной и 264-й штурмовой дивизий. В мае-июне 1944 года базировался на аэродроме близ города Черновицы, прикрывал район, выполнял отдельные задания по разведке войск и аэродромов в частности в районе города Станислав, в июле 1944 года перелетел в Стрый, где приказом НКО СССР от 19 августа 1944 года № 0270 полк был преобразован в 181-й гвардейский истребительный авиационный полк. Так в  1944 года Николай Ширяев стал гвардейцем и был представлен за личное мужество и отвагу в боях, за успешные боевые действия в результате которых противнику был нанесён значительный урон, за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни, за овладении новой боевой техникой и  подготовку более 100 боевых самолетовылетов без единого взрыва к ордену “Красная звезда”.

Орден Красной Звезды.

 

Орден Красной Звезды представляет собой покрытую рубиново-красной эмалью пятиконечную звезду. В середине ордена помещён щит с изображением фигуры красноармейца в шинели и будёновке с винтовкой в руках. По ободу щита расположена надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», в нижней части обода — надпись «СССР». Под щитом находится изображение серпа и молота. Орден Красной Звезды изготавливается из серебра.

Авиаполк Николая входил в 235-ю истребительную Сталинградскую авиационную дивизию. Дивизия участвовала в Киевской наступательной операции. С середины января 1945 г. дивизия действовала на Кошицком направлении. Штаб дивизии размещался в городе Берегово. Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Яношево, Мукачево (Закарпатье).

С 10 марта 1945 года дивизия участвовала в Моравско-Остравской операции. В действующей армии Николай и его гвардейский авиаполк были до 11 мая 1945 года. Война закончилась 9 мая 1945 года, но Николай демобилизовался только через 2 года. Как и многие другие хорошие специалисты-механики он еще был нужен в армии. Николай Сергеевич Ширяев приехал на родину в Мартыново в 1947 году в звании офицера с тремя боевыми наградами.

Николай Ширяев со своими боевыми товарищами.

Добавил: КатяСтроганова